Детские сады, независимо от вида собственности, обязаны вести бухгалтерский учет своей деятельности и предоставлять налоговую отчетность в соответствующие органы. В детских дошкольных учреждения он имеет свои особенности, которые различаются в государственной и частной системе.
Нормативные акты и основные положения бухгалтерского учета
Правила бухучета, федеральные законы и гражданский кодекс регламентируют ведение учетной и отчетной документации. Денежные средства учитываются с момента поступление на баланс (отражаются в балансовом счете 86) до момента их целевого расхода.
Учитывая, что бюджетные детские сады финансируются государственными структурами, а частные учреждения работают с целью получения прибыли, приход и расход средств имеет свои особенности.
Согласно ФЗ №402 в государственных детских садах учет ведется с использованием планов счетов. Все расчеты производятся на национальной валюте (рублях). Еще одно обязательное условие — непрерывность процесса. Даже если деятельность организации прекращена, но она не ликвидирована официально, предоставляются нулевые балансы.
В коммерческих структурах действуют специальные стандарты, изложенные в Правилах бухучета (ПБУ). В бюджетных детсадах материальная база отражается в счете 105, поделенном на 26 разрядов. В частных дошкольных учреждениях используется счет 10, разделенный на 2 разряда.
Учет поступающих средств и текущих расходов производится раздельно с обязательным подтверждением.
Бюджетный и налоговый учет
Бюджетная и налоговая отчетность актуальна для государственных детских садов. Они получают целевое финансирование. Контроль ведется по следующим пунктам:
- доходы и расходы;
- межбюджетные денежные средства;
- содержание банковских счетов;
- материальная база.
Коммерческие детсады работают с различными видами налогообложения (ОСНО или УСН). Для упрощения процесса ведения документации чаще используется УСН.
Предоставляемые льготы по налогам
Льготная система налогообложения в государственных и частных детских садах полностью различается. В коммерческих структурах она не предусмотрена. В муниципальных учреждениях поступающие средства, предназначенные для содержания детей, учитываются как выручка и облагаются налогом, но по НК РФ (ст.284) предусмотрены льготы — нулевая ставка.
НДС и налог на имущество
Налоги на добавочную стоимость и имущество платят частные дошкольные учреждения. Воспитательные и социальные проекты, попечительские и благотворительные взносы освобождаются от налогообложения. Налог взимается только со средств, потраченных на оказание услуг.
Имущественный налог обязаны платить учреждения, использующие ОСНО. На федеральном уровне льгот в этой сфере нет, но они могут быть предоставлены региональной властью.
Отдельно учитывается выплата зарплаты и затраты на питание сотрудников. Еще одна статья расходов, подлежащая учету — приобретение игрушек и организация мероприятий.
Государственные детские сады освобождены от уплаты НДС и налога на имущество.